Как правильно составить задание?

Опытный копирайтер прекрасно знает, о чем спросить заказчика, чтобы сделать текст эффективным и полезным. Однако между клиентом и автором иногда возникает стена. Одному она мешает получить ответы на вопросы, другому — понять, чего же от него хотят.

Эта статья представляет собой краткое руководство по составлению ТЗ для копирайтера. Я постараюсь рассказать вам о том, какую информацию нужно сообщить исполнителю, чтобы статья была полезна читателям и работала на благо вашего сайта.

1. Тема статьи

Часто тема статьи становится причиной недопонимания между заказчиком и копирайтером. Вот вам простой пример — «Автоприцепы». Из этой формулировки совершенно непонятно, что конкретно нужно писать об этих транспортных средствах — об их классификации, преимуществах, различиях или особенностях эксплуатации. Остается только угадывать.

Примеры правильных тем:

  • «Виды автоприцепов “МЗСА“»,
  • «Как выбрать прицеп для легкового автомобиля?»,
  • «Что нужно знать перед покупкой автоприцепа?».

В большинстве этих случаев автору не придется задавать дополнительных вопросов, потому что и так понятно, какую тему нужно раскрыть. Разумеется, если нет особых требований к структуре и содержанию текста.

2. Размер текста

Размер текста может быть как 2000, так и 5000 знаков без пробелов. Если тема одна и та же, то в первом случае это скорее всего будет сжатый набор тезисов, во втором — развернутая статья с пояснениями и примерами. Чтобы результат оправдал ваши надежды, обязательно сообщайте копирайтеру желаемый размер текста.

Примеры того, как это нужно делать:

  • ровно 2 500 знаков;
  • от 2 000 до 3 500 знаков;
  • не более 5 000 знаков;
  • размер на усмотрение автора, главное — раскрыть тему.

3. Содержание текста

Необязательно, но желательно сообщить автору свои пожелания к содержанию текста. В этом случае результат будет максимально соответствовать вашим ожиданиям.

Примеры:

  • «Необходимо рассказать о видах автоприцепов марки «МЗСА», их различиях и назначении».
  • «Текст должен представлять собой краткое руководство по выбору прицепа для легкового авто. Нужно рассказать об основных критериях выбора и мотивировать посетителя ознакомиться с нашим каталогом».
  • «В тексте нужно рассказать обо всем, что важно знать перед покупкой прицепа — оформлении документов, получении номерного знака, установке тягово-сцепного устройства и других нюансах».

4. Структура текста

Опытные авторы в основном знают, что такое правильная структура и не допускают «простыней» по 20 строк, которые очень тяжелы для восприятия. И все же пожелания в духе «используем подзаголовки и списки» будут нелишними, особенно если это для вас важно.

5. Ключевые запросы

Если в тексте нужно использовать ключевые фразы, то обязательно сообщайте:

  1. В каком количестве они должны присутствовать?
  2. Можно ли их склонять?
  3. Как быть с нечитаемыми запросами вида «купить акпп toyota спб прайс-лист»?

Если у вас есть какие-то пожелания к использованию ключей — местоположение в предложениях, минимальный интервал между запросами, вхождения в подзаголовки, «тошнота» и т. п. — обязательно сообщайте об этом в задании. Клиентов много, у всех свои предпочтения, и автор может даже не догадываться о ваших правилах.

Подытожим вышесказанное

В качестве заключения я приведу пример идеального ТЗ по написанию текста:

  • Тема: «Виды пива».
  • Размер: 2500-3000 знаков.
  • Содержание: нужна интересная обзорная статья о видах пива, их отличиях и особенностях. В конце текста нужно сделать акцент на том, что в нашем интернет-магазине представлено пиво любой марки, класса и ценовой категории.
  • Примерная структура: общая информация, классификация по видам (Lager, Porter, живое, безалкогольное и т. д.), заключение.
  • Ключевые фразы: «виды пива» — 2, «виды разливного пива» — 2. Используем запросы в прямом вхождении, распределяем равномерно по тексту.

P. S. Напоследок хочу отметить, что детально расписывать задание имеет смысл, только если это для вас важно. Если же какие-то моменты несущественны, оставьте их на усмотрение автора и ограничьтесь заданием вида: «Как выбрать велосипед для города, 2500 знаков». Этой информации нам вполне достаточно, чтобы подготовить добротный текст. Спасибо за внимание!

Юрий Великанов