Опытный копирайтер прекрасно знает, о чем спросить заказчика, чтобы сделать текст эффективным и полезным. Однако между клиентом и автором иногда возникает стена. Одному она мешает получить ответы на вопросы, другому — понять, чего же от него хотят.
Эта статья представляет собой краткое руководство по составлению ТЗ для копирайтера. Я постараюсь рассказать вам о том, какую информацию нужно сообщить исполнителю, чтобы статья была полезна читателям и работала на благо вашего сайта.
Часто тема статьи становится причиной недопонимания между заказчиком и копирайтером. Вот вам простой пример — «Автоприцепы». Из этой формулировки совершенно непонятно, что конкретно нужно писать об этих транспортных средствах — об их классификации, преимуществах, различиях или особенностях эксплуатации. Остается только угадывать.
В большинстве этих случаев автору не придется задавать дополнительных вопросов, потому что и так понятно, какую тему нужно раскрыть. Разумеется, если нет особых требований к структуре и содержанию текста.
Размер текста может быть как 2000, так и 5000 знаков без пробелов. Если тема одна и та же, то в первом случае это скорее всего будет сжатый набор тезисов, во втором — развернутая статья с пояснениями и примерами. Чтобы результат оправдал ваши надежды, обязательно сообщайте копирайтеру желаемый размер текста.
Необязательно, но желательно сообщить автору свои пожелания к содержанию текста. В этом случае результат будет максимально соответствовать вашим ожиданиям.
Опытные авторы в основном знают, что такое правильная структура и не допускают «простыней» по 20 строк, которые очень тяжелы для восприятия. И все же пожелания в духе «используем подзаголовки и списки» будут нелишними, особенно если это для вас важно.
Если в тексте нужно использовать ключевые фразы, то обязательно сообщайте:
Если у вас есть какие-то пожелания к использованию ключей — местоположение в предложениях, минимальный интервал между запросами, вхождения в подзаголовки, «тошнота» и т. п. — обязательно сообщайте об этом в задании. Клиентов много, у всех свои предпочтения, и автор может даже не догадываться о ваших правилах.
В качестве заключения я приведу пример идеального ТЗ по написанию текста:
P. S. Напоследок хочу отметить, что детально расписывать задание имеет смысл, только если это для вас важно. Если же какие-то моменты несущественны, оставьте их на усмотрение автора и ограничьтесь заданием вида: «Как выбрать велосипед для города, 2500 знаков». Этой информации нам вполне достаточно, чтобы подготовить добротный текст. Спасибо за внимание!